Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Три похода до Белого моря!

1 поездка 

 Идея поехать в Карелию существовала в моей голове уже давно, и в июне 2010 года представилась возможность осуществить эти планы -конференция по генетике в Санкт-Петербурге явилась тем самым катализатором, который запустил процесс.

   В результате я, мой начальник Белохвостов Александр Сергеевич и товарищ Алексей решили поехать на конференцию на машине (ford Explorer), а затем провести несколько дней в Карелии.

   В Питер мы выехали заранее утром, так как планировали посетить по пути Валдай и Великий Новгород. Первой же нашей остановкой была река Тверца в Тверской области и заезд в деревню Соболи (там когда-то, до революции выращивали соболей и осталось несколько интересных зданий разной степени разрушенности).  Прокатившись там, а за одно закупив свежей рыбы, мы поехали на Валдай!

Погода была неоднозначная -  с одной стороны вроде бы и солнечно, но все-таки еще прохладно. У озера мы развели небольшой костерок и закинули в котел рыбу со всякими приправами. Так приготовив импровизированный обед, потом небольшие водные процедуры, мы двинули в сторону Великого Новгорода. Прогулявшись по городу, приняли решение заночевать неподалеку на озере Ильмень, у стен Юрьева Монастыря. Некоторое время ушло на поиск дороги, но как говорится язык до Киева доведет, так что скоро мы уже были у стен монастыря. Побродив там какое-то время, нашли совсем рядом небольшой частный отельчик, где и разместились на ночь. Озеро конечно впечатлило, учитывая, что из него огромным потоком вытекает река Волхов, питающая ладожское озеро, так что сразу и не разберешь: где еще озеро, а где уже река. Я выполнил очередное погружение – вообще, не смотря на погоду я поставил для себя цель – окунаться во все водоемы, встречающиеся по пути.

 

 

 

 

  

 

 

   

   На утро отправились в Санкт-Петербург, где остановились в квартире Александра Сергеевича. Два дня посвятили конференции, и я не буду на них подробно останавливаться. Я, проанализировав карту, решил не ограничиваться остановкой в Импелахти, на берегу Ладожского озера, а попробовать доехать до Беломорска, а оттуда до Соловецких островов. Вот только мои попутчики не были настроены на такое длительное передвижение, поэтому я решил заманить их туда хитростью)))). Едем в Импилахти, к одному знакомому, в местечко, где мы останавливались в прошлом году! Поездка не отняла много времени, и уже днем мы были в уютном домике, неподалеку от ладожского озера. Тут мы решили порелаксировать вечером, а на следующий день мы с Алексеем отправились на Валаам (Александр Сергеевич там уже бывал, так что он остался отдыхать). Приехав на причал городка Сортавала с утра и купив билеты на кораблик, мы отправились в путь. На Валааме решили прогуляться, главное успеть к отбытию корабля, а то придется здесь ночевать))).

   Ну что же, пеший поход занял практически все свободное время. В ожидании кораблика купили копченного глубоководного Сига – ах какой же он ароматный)). Приплыв на континент, мы сразу же допустили фатальную ошибку – зашли в магазинчик (а было около 18-00) купить какой-то ерунды и…. увидели зад последнего автобуса в нашу сторону. Немного побродив-походив, принялись голосовать, но почему-то никто и не думал останавливаться, и мы приняли решение пройтись немного пешком, попутно пытаясь поймать какую-нибудь машину. Нам нужно было преодолеть 40 км, так что пешком, двигаясь достаточно интенсивно, нам пришлось бы идти не менее 7 часов!!! Часа через 3 наших мытарств (а учитывая, что и весь Валаам мы прошли пешком, мы порядочно вымотались), наконец то один добрый самаритянин остановился, там уже ехал парнишка, так же, как и мы не успевший на автобус, так что это был своеобразный карельский Дед Мазай, только он спасал не зайцев, а опоздавших на автобус путников. Тут мы ощутили на себе Need For Speed по Карельским горам, видимо не в первый раз он ехал по этой дороге, потому что гнал он безбожно, так что некоторые из нас уже подумывали, что пройтись еще часов 5 пешком было бы не самым худшим вариантом))). Таким образом через 15 минут мы были уже в окрестности нашего Импилахти. Еще немного прогулявшись мы наконец то достигли дома!!!

   Тут же устроили небольшое пиршество с сигом и пивом и стали обдумывать дальнейший маршрут: решили съездить в Петрозаводска, а там неподалеку и Медвежьегорск, где можно обнаружить разные полудрагоценные камешки, так что эту часть маршрута все утвердили, а я то уже прикидывал, как сказать, что в 200 км от Медвежьегорска находится Беломорск, от которого ходят кораблики на Соловки!

   По пути из Петрозаводска заехали еще на минеральный источник Гирвас, наполнили бутылки водой, да и сами попили. Медвежьегорск – совсем не большой городок, на Онежском озере, только купаться там практически негде. Так что мы прокатились по городу и заехали на местную ювелирную фабрику, где я сообщил остальным путникам идею дальнейшего маршрута: едем в Беломорск, там есть гостиница Беломорье, которую я уже прозвонил и места у них есть, а с утра отходит кораблик на Соловецкие острова, так что день мы проводим там, вечером возвращаемся в Беломорск и оттуда уже мчим в сторону Москвы. Такой подробный план, да еще и с интересным морским путешествием, не смог быть проигнорирован, тем более что мы были в 200 км от Беломорска!!!

   Так и решили! Поехали сразу и уже через 2 часа нас встречали в «Беломорье»! Время уже не важно! Белые ночи полностью властвуют тут! Поэтому заселившись мы еще немного прокатились, чтоб выяснить все точки дислокации, договорились оставить машину у пристани и со спокойной душой поехали в гостиницу.

   Наутро поехали к кораблю - нас ждет 3 часа плаванья до Соловетских островов. И вот мы уже морские волки! Несмотря на солнечную погоду, здесь в Белом Море свои правила, свой климат, так что плыли мы сквозь бури и грозы (ну я немного преувеличиваю, но холодный ветер и ледяные брызги нас обдавали вовсю). Как же это приятно плыть по морю, наверное, мне надо было стать моряком! Несмотря на невзгоды погоды, я решил конкретно проморозиться (вообще я назвал бы эти путешествия посвящением холодом). Спустя 3 часа, мы увидели очертание Соловетского монастыря….

  

  Приплыли на Большой Соловецкий остров. Так как этим же днем мы должны были ехать назад, времени на тщательное исследование острова не было, и мы договорились поехать на обзорную экскурсию по острову.

   Мы сели в «буханку», где кроме нас было еще 4 человека. Стоимость такой машины составляет 700 р/ час, или по 100 р с человека за час, за 4 часа мы проехали по кругу – дороги там не супер, так что кроме внедорожников никто и не проедет.

   Пробежались по ботаническому саду, попали на секирную гору, послушали местных баек, а я даже искупался в озере Красное. Водичка взбадривает здорово!

   Итак, в 19-00 мы были на пирсе готовые к отплытию.

  Обратную дорогу больше дремали, так как нам по прибытию в Беломорск предстояла дорого домой.

   В Беломорске были около 0-00, по пути заехали в местную кафешку, так что домой двинули уже около часа. А следом за нами двинула веселая тучка, периодически посверкивающая молниями. Она с успехом добралась с нами до Москвы, даже немного опередила, пока мы заезжали в Переславль-Залесский. Так что когда мы прибыли в Москву увидели следы буйства стихии в виде поваленных деревьев……..

 

 2 поездка 

   Все это не могло не вызвать в моей душе желание вернуться на удивительный остров Белого моря. Поэтому я, договорившись с сестрой использовать ее машину (КИА РИО), решил приехать сюда в июле следующего года. На данную авантюру удалось подбить Василия, и, так как больше никто не смог, мы отправились с ним в дорогу (хотели выехать пораньше, но как всегда пришлось выезжать уже ближе к вечеру). За руль, как более опытный водитель сел он, а я взял на себя функции штурмана. Поехали по уже проверенному маршруту через Вологду, по пути заехав в Ярославль. Ближе к утру мы оказались недалеко от Вытегры, вблизи от Онежского озера. Возможно ввиду усталости, или просто по необъяснимым причинам мы долго не могли найти место для небольшой остановки. В Медвежьегорске мы закупили провизию, и поехали дальше искать озеро в краю 60 000 озер, то не было подхода к берегу, то было перекрыто, то какие-то заводы нас смущали, так что изнеможённые бессонницей и голодом, мы решились на совсем отчаянный план – доехать до Воттовары. Я конечно знал, что с дорогой туда не все гладко, и слышал рекомендации добираться туда на чем-то внедорожном, но, также были смельчаки, добиравшиеся туда на нашем обычном отечественном автопроме. И мы решили рискнуть….  А по пути подумывали где-нибудь перекусить. Дорога с камнями разного размера не позволяла нам двигаться быстрее 30 км в час, хотя периодически мимо проносились гонщики на классике, нам приходилось ехать внимательно. Таким образом мы проехали километров 50, и решили отложить посещение Воттовары, так как поняли, что ехать еще достаточно долго.  

   И вот, когда мы повернулись назад, желание выбраться поскорей, голод и недосып привели к потере колеса… Мы влетели на камень и увы…. А вокруг тишина, было уже ближе к 17-00, а самое печальное, что у нас не оказалось ключей (точнее они были, но сломанные) и колесо поменять мы не могли (ВСЕГДА БЕРИТЕ ЗАПАСКУ, БАЛОННИК, НАСОС!!! – хотя, как вы убедитесь далее на своих ошибках учатся не всегда))) ). Итак, мы решили двигаться на спущенном пробитом колесе… Скорость снизилась уже до 15 км в час, так что спустя час мы еще совсем не продвинулись, но нам повезло – поехала встречная машина, там была очень любезная пара из Питера, и у мужичка оказался отличный комплект ключей, так что мы за 10 минут поменяли колесо и уже немного бдительней поехали дальше (ведь второй запаски у нас не было).

     Уже подъезжаем к трасе, и тут обнаруживаем недалеко от деревни милое место у озера!!! Ура!  Здесь мы смогли нем

    На петроглифах, что находятся в 7 км от Беломорска мы увидели небольшой палаточный лагерь и встретили ребят, которые занимаются проведением там экскурсий и вообще, лето проводят в палатках возле петроглифов). Тут уж совсем казалось бы незачем было ехать в Кемь, но мы там уже договорились о квартире на ночь, и совесть не позволяла отказаться…. Так как Василий уже совсем был не в состоянии сесть за руль после бесконечного драйва начиная с Москвы, я взял эту ношу на себя и где-то в 0-00 мы погнали в Кемь. По пути попали под неслабый дождик, но где-то около 1-00 были в Кеми, и расположились на ночлег.ного отдохнуть и перекусить, а теперь в Беломорск. Там мы решили зарулить на местные петроглифы, а потом ехать в Кемь и оттуда на Соловки (какого лешего мы поехали в Кемь, когда из Беломорска тоже есть кораблик, спросите вы, тем более до Кеми 100 км, - все очень просто, просто посмотреть город)))) ).

   С утра отправились в порт, оставили машину на платной стоянке и поплыли. При этом почти все вещи, включая палатку оставили в квартире, так что в путь мы поплыли в шортах, майках и с небольшой поклажей. На фоне других туристов, одетых чуть ли не в дубленки, мы выглядели как белые вороны. Ну что-же северная проморозка, вот мы снова и встретились)))). Мы вылезли на палубу, где народу было не слишком много и разместились прямо там, чтоб немного подремать.

Прибыв на Соловки, решили не спеша осмотреться и оценить куда мы можем отправиться… Выяснилось, что без ночевки здесь мы не сможем посетить ничего кроме обзорной экскурсии, на которой я к тому же уже был. Так что мы приняли решение остановиться в квартире по 700 р с человека за сутки.

   Затем мы договорились об обзорной экскурсии с водителем и начали искать народ, чтоб не платить самим по 700 р в час. Это было не особенно сложно, так что в итоге нам пришлось еще проводить кастинг на места в машину))).

Прокатившись по острову мы вечером отправились на экскурсию к мысу Белужьему. Там можно увидеть белух, по какой-то причине они выбрали это место, чтоб потереться носами о песок, причем здесь встречаются и самки, и самцы, которые в общем то живут по отдельности.

   Эта экскурсия еще отличается тем, что около часа надо пройти экологической тропой, а затем в сапогах по Белому морю – сюда водят во время отливов, когда вода спадает достаточно для того чтоб пройти на островок. Пока идёшь по морю, периодически пытаются атаковать крачки, защищающие своих птенцов.

  После такой удивительной экскурсии мы отправились в снятую квартиру, сходили искупаться в Святом озере, где на глазах удивленных американцев, справляли нужду коровы (а экскурсоводы предлагают пить эту воду сырой))) ).

  На утро следующего для у нас была запланирована экскурсия на Кузова – это архипелаг километрах в 15 от Кеми, на котором находятся несколько крупных памятников неолита.

      Выплыли около 8-30 на небольшом кораблике, всего народу было около 20 человек. К этому моменту мы с Василием успели экипироваться (точнее еще до экскурсии к белухам), так что мы были готовы к любым тяготами и лишениям)).

  Плыть пришлось около 2,5 часов. Кузова – это такой архипелаг, состоящий из группы разного размера островов: какие-то совсем лысые, на каких-то есть лесок. Еще здесь находится самая высокая точка белого моря. Для того чтоб добраться к сеидам предстояло совершить восхождение на небольшую гору, однако местами достаточно крутую, особенно для бабушек и дедушек, которые по-видимому были не совсем в курсе нюансов предстоящего похода.

  Каменные сложения – это очень интересные, загадочные Сеиды, созданные человеком около 4-5 тысяч лет назад. Как такие булыжники передвигали в те времена, до сих пор остается загадкой. Некоторые сеиды более 10 тонн, и чтоб их установить, даже в наше время, потребовались бы неслабые усилия и инженерные приспособления, чего не обнаруживается вокруг сеидов. То, что эти камни установлены в ручную, а не в процессе движения ледников, доказывается рядом исследований…  Саамы говорили, что камни летают….. Стоит отметить что Саамы до 19 века не работали с деревом, так что тут еще много неизученных вопросов. Еще одной загадкой является отсутствие травы вокруг таких камней – некоторые из них до полу метров ниже уровня земли, но это пустынное кольцо так и остается нетронутым. Разные исследования состава почвы вокруг таких валунов не дают ответ. По преданиям саамов есть живые камни и мертвые. Вот вокруг живых как раз ничего и не растет….

   Побродив около 2 часов по полю сеидов мы двинулись назад, и заодно искупались в Белом море!!!! Вот она – сила Севера!!! Как будто бы заново рождаешься….

    Назад мы возвращались по неспокойному морю, качало прилично, так что когда мы доплыли, на время было закрыто судоходство, и наш кораблик «Василий Косяков», оставался в порту до дальнейших распоряжений.

   Таким образом отплытие вместо 18-00 перенеслось ближе к 22 часам. Мы были порядочно измотаны, и решили воспользоваться моментом и немного поспать на корабле. В общей суматохе мы обнаружили тайную комнату, где никого не было и уже разлеглись на нескольких стульях, как выяснилось, что не только мы такие хитрые и нашу каморку (а там было около 30 стульев) посетили четверо рыбаков, которые тоже решили здесь разместиться. Места нам вполне хватало, вот только ребята, включив свет приманили на него еще пару человек, у которых оказалась целая компания, начавшая постепенно заполнять каморку. Через некоторое время мы поняли, что поспать нам здесь уже не удастся и освободили стулья, дав проникнуть в коморку еще нескольким из компании. Как только мы отплыли, от одного из этой группы раздалась команда: Ну что? За удачное плаванье…. Я только подумал: «Неужели они собираются выпить за удачное плавание»,- как сразу же получил ответ за свой непрозвучавший вопрос… Они начали….. петь! Точнее это была молитва, но акустика коморки и хоровое исполнение сделали свое дело. Так мы и плыли, правда через некоторое время я вслед за Василием сбежал на палубу. В Кеми мы оказались только после 0-30. Некоторые пассажиры не попали на свои поезда, а нам оставалось забрать вещи и ехать в сторону петроглифов, где мы планировали переночевать и пообщаться с ребятами.

   На петроглифы мы приехали около 2 ночи, до 3-х возились с палаткой (благо белые ночи). Утром пообщались с парнями: Димой, Игорем, Лешей и ближе к обеду двинулись в обратный путь…..

   А тем временем, над белым морем разразилась настоящая стихия, рождая неистовый циклон. Какое-то время нам удавалось от него отрываться, но, когда мы были ближе к вологодской области (а там есть участок дороги 300 км, а вокруг лес) и время двигало к ночи, нас накрыло……

    В машине как раз играла музыка Дика Дарнелла посвященная 4 ветрам… А вокруг творилось настоящее светопреставление!!!! Ветер, дождь, молнии, на горизонте виднелась кроваво-красная луна, а на дорогу массово начали выскакивать лягушки. Проехав в этом безумии около часа (а я до этого не видел такую сумасшедшую бурю), мы решили приостановиться, так как становилось все страшней и рисковать мы не стали. Пережидали часа 2, и когда все немного стихло, поехали следом за бурей. По дороги местами были просто снесенные участки леса, как будто бы крупные деревья просто взяли и с силой выкрутили из земли, так что мы еще раз порадовались, что остановились на время. Дальнейшее путешествие прошло без приключений, и к вечеру мы уже были в Москве. Потом мы узнали, что в тех местах где мы ехали, а именно в районе Бесова носа на онежском озере, ураган замесил палаточный городок, попутно накрыв его деревьями.

 

 

 3 поездка 

  В третью поездку мы собрались уже ближе к сентябрю, в следующем составе: я, Егор и Андрей. Созвонились с ребятами, на петроглифах, ко времени нашего прибытия они уже убрали свои палатки, но Дмитрий согласился быть нашим гидом  (а он как раз учился на гида).

  Поехали все на той же кии, купили б/у запаску и погнали... Фактически у нас был один водитель — Егор... Так что выезжая ближе к вечеру мы как-то с остановками к утру приблизились к онежскому озеру и.... опять та же история...  с колесом — оно пробилось об выбоину.... Ну и опять: нет ключей, насоса.... Слава Богу, есть сменное колесо, да и место в общем-то людное, так что мы стали тормозить машину и их остановилось ах 3! Все с готовностью помочь, перебрали ключи и нашли хороший крестовой ключ, сняли колесо и начали установку запасного...но... не тут то было, оно упорно не хотело вставать, оказалось, что оно просто не подходит по болтам.

    В итоге мы поблагодарили наших помощников и пошли в шиномонтаж, который находился в паре километров (какое-то странное совпадение, а потом выяснилось, что и не совсем совпадение). Мы дошли до шинмонтажа, но он открывался где-то часа через 3, так что мы просто решили прогуляться по лесу чтоб с пользой использовать время.

   Не важно, что уставшие, с пробитым колесом; главное, что Природа, окружавшая нас дарила радость и уверенность в том, что все будет хорошо. Спустя три часа мы залатали дыры в колесе и двинулись дальше.

   Правда примерно через 10 км мы наткнулись на красивую речку и уже по своей воле пошли прогуляться, а за одно и искупаться опять же отдавая дань великой силе Севера. Побродив около часа мы наконец-то почувствовали прилив сил и погнали дальше, допустив еще одну ошибку — мы проскочили заправку, так как возникла ошибочная версия что бензина хватит еще на 100 км.... Не хватило, все-таки во время ожидания ремонта мы изрядно пожгли бензин и теперь оставалось только полагаться на Авось...

   Какое-то время мы тормозили машины с надеждой на помощь бензином, но, учитывая нашу суперэкипированность, в том числе и отсутствие каких-либо шлангов, это была отчаянная попытка, обреченная на провал... Так что мы с Андрюхой, выведав что можно найти бензин в ближайшей деревни (около 5 км, по-моему), двинулись за топливом.

   Тут нам немного повезло — попался встречный автобус, на котором мы добрались практически до самого Пит-Стопа, там нас встретила «дружелюбная» табличка о злобности местных собак, но к нашей радости хозяева оказались менее грозные (хотя, как посмотреть, один из них признался, что на прошлой неделе ему пришлось пристрелить одну из собак из-за чрезмерной агрессии), главное, что нам налили бензина по нормальной заправочной цене, и мы смогли продолжить свой путь...

   До Беломорска у нас практически не было больше неприятностей, так что мы к позднему вечеру успешно добрались до Петроглифов в Залавругу (благо белые ночи), где нас встречал Дима. Палаток уже не было так что Дима расположился в нашей, а Игорь только приходил сюда пообщаться с нами.

  Мы разбили нашу суперпалатку, распаковали провизию и устроились на ночлег! Ведь нас ждали интересные путешествия. 

   Было ясно что на Соловки нам не попасть — мало времени и еще риск шторма с отменой обратного корабля нас немного настораживал, так что мы решили полностью погрузиться в красоты Карелии.

  На утро у нас было несколько пунктов программы — самое главное -это закрытые петроглифы. Правда сперва мы достаточно долго осматривали ближайшие окрестности, потому как пройти мимо было бы преступлением. Здешняя природа завараживает и переносит в какой-то другой мир, полный волшебства и очарования!

   Уже ближе к вечеру мы пошли на закрытые петроглифы. Почему закрытые? – спросите вы…. Дело в том, что когда строили БАМ, изменилась и система местных речек и в непосредственной близости от петроглифов возникла зона наполнения, так что для их сохранности был сооружен павильон, а сами петроглифы были законсервированы соломой и песком. В таком состоянии они находятся там уже около 20 лет и, к сожалению, нет денег на их расконсервацию или хотя-бы на ремонт павильона.... Так что попасть туда было важно еще и потому, что неизвестно, представиться ли еще когда-нибудь случай увидеть их, как это не печально. Надеюсь эта магия еще порадует потомков, потому что в ней сокрыта история древности, понимание культуры и быта тех людей, которые жили здесь около 5000 лет назад. Потом мы зашли на местный шлюз, краям глаза посмотреть на торжество советской индустриальной мысли (и беду местных петроглифов).

   Вечером по традиции нас ждал добрый костерок с теплыми беседами.  На следующий день мы решили прогуляться по заброшенной военной части. Это конечно немного выбивается из нашего природного отдыха, но раз уж есть такое место в шаговой доступности, надо было этим воспользоваться. База эта перестала существовать вместе с СССР (как и порт в общем-то) и является некоторым памятником напрасных усилий и стремлений. Таких частей полно на территории бывшего советского союза поэтому ничего нового, экстраординарного тут не добавишь.

  Затем мы поехали в некогда финскую часть Карелии — в Калевалу! Поехали на машине — Дима отлично сопровождал каждый наш шаг, каждое место местными историями, легендами, сказаниями, так что мы могли всецело погрузиться в древность!

 

    Калевала — достаточно милое тихое место, действительно есть в нем что-то финское. Мы прогулялись по городу, спустилось к Черной речке. Именно здесь, в Калевале, знаменитый поэт, собиратель древних рун Элиас Леннрот записывал Руны Карельских рунописцев, которые легли в основу его знаменитой «Калевалы». Насладившись атмосферой мы отправились в сторону «дома». Прибыли уже практически с темнотой, разожгли костерок и нас ждала добрая вечерняя беседа возле костра, разумеется сдобренная рассказами о бродящих вокруг медведях и росомахах (а места там действительно такие, что надо быть готовым ко всему).

Да, между всеми этими поездками, походами мы очень много времени проводили гуляя по карельским лесам, сидя у карельских озер и, честно говоря, именно эти моменты наиболее глубоко засели у меня в сердце….

 ….Здесь нора то-ли медведя, то-ли росомахи; тут огромные валуны, замысловато разбросанные древним ледником.... само место нашего пребывания — петроглифы. И это не просто рисунки — это шаманское место, древнее место силы!

   Меня так вдохновили местные виды, что я даже начал подумывать о приобретении домика здесь, так что перед отъездом мы решили так же заскочить в местную деревню на самом берегу Белого моря. Тут за 120 тысяч рублей можно купить отличный дом!

   Хотя мы были здесь совсем не долго, но ощущение близкого, родного места не покидало меня, и я с большим удовольствием проведу здесь гораздо больше времени!

  На обратном пути мы заскочили на водопад Кивач, искупались там, получив заряд бодрости и перерожденные отправились домой.

  Но Зов Севера еще не раз заставит меня бросая все дела ехать сюда!!!